«Повелитель мух»: книга о вечном противостоянии добра и зла
Произведение «Повелитель Мух» Уильяма Голдинга – это не просто история выживания группы мальчиков на необитаемом острове, глубокие философские размышления о естественном человеке, о тонкой границе между цивилизацией и дикостью, о том, как легко разрушается порядок и хаос.
Уильям Голдинг
Уильям Голдинг, английский писатель и лауреат Нобелевской премии по литературе, был человеком, чьи взгляды на человечество были далеки от оптимизма. Важные факты, которые помогают понять его творчество:
- Опыт Второй мировой войны: Голдинг служил на военном флоте Великобритании во время Второй мировой войны, участвовал в высадке в Нормандии. Этот опыт объясняет его мировоззрение, показывая ему ужасы и жестокость войны, созднувшей людей.
- Лишь пессимистичный взгляд на природу человека: в отличие от многих, кто верил в присущую человеку доброту, Голдинг считал, что зло является частью природы, и что цивилизация сдерживает его. «Повелитель мух» – это прямое воплощение этой идеи.
- Нобелевская премия: В 1983 году Голдинг был удостоен Нобелевской премии по литературе «за романы, которые с ясностью реалистической повествования и с мифологической глубиной раскрывают абсурдность и жестокость современного мира».
Остров, где рушатся надежды:
Действие романа происходит во время неназванной ядерной войны , когда группа английских школьников, эвакуированных из страны, оказывается на необитаемом тропическом острове после падения самолета.
Главный герой – Ральф , рассудительный и ответственный мальчуган, который быстро берет на себя роль лидера. Он олицетворяет заботу о порядке, цивилизации и надежде на спасение.
Сюжет разворачивается следующим образом:
- Попытка построить цивилизацию: Сразу после сокрушения Ральфа вместе с мальчиком Хрюшей , мальчиком, блещущим светм умом, но физически слабым из-за астмы и непопулярным из-за внешнего вида и характера "маминого сынка", пытаюсь установить правила и порядок. Они находят головку, которая становится символом власти и служительницы собраний. Ральф предлагает построить хижины, поддержать сигнальный костер для привлечения спасателей и организации труда.
- Возникновение конфликта: не все мальчики разделяют отношение к порядку. Джек , харизматичный и властный лидер хора, постепенно начинает собирать силу, опираясь на инстинкты и страх мальчиков. Он видит в охоте на свиней, а затем и на людей более интересное занятие, чем задержание костра.
- Скатывание к дикости: возникает страх перед воображаемым «зверем» на острове, подогреваемым Джеком, начинающим преобладать над разумом. Мальчики увлекаются охотой и ритуалами, забывают о спасении. Джек создает свою собственную «племенную» модель, где царит мир и жестокость.
- Трагический финал: Конфликт между Ральфом и Джеком приводит к тяжелым последствиям. Хрюша, олицетворяющий разум и закон, терпит поражение, когда его разговор в океане с большим валуном, который толкнул Роджера. Ральф становится изгоем, преследуемым обезумевшими от крови мальчиков. Остров противостоит пожару, который парадоксальным образом привлекает внимание проплывающего мимо корабля.
Проблемы, обнаженные Голдингом: Зеркало света природы
«Повелитель мух» поднимает множество социальных и вечных проблем, которые Голдинг раскрывает через поведение своих персонажей:
- Природа зла и его положение: Это - центральная проблема романа. Голдинг утверждает, что зло не является чем-то внешним, а коренится в самой легкой природе. «Зверь» – это не реальное Существо, проекция страхования и темных желаний мальчиков. Как говорит «Повелитель мух» (голова свиньи, насаженная на кол) Саймону, мальчику, который пытается понять природу «зверя»: «Я – это ты, и я всегда буду здесь». В этой фразе говорится, что зло – это часть каждого человека, и только цивилизация и разум способны его удержать. Раскрывается эта проблема через постепенное скатывание мальчиков к дикости, через их жестокость и кровожадность, через их отказ от разума и морали. Например, когда Джек раскрашивает свое лицо глиной, он освобождается от стыда и беспокойства, что приводит к тому, что его активы берут верх. «Он чувствовал себя за маской, освобожденным от стыда и самосознания», – пишет Голдинг, наблюдая, как легко человек может осознать свою человечность.
- Конфликт между цивилизацией и дикостью: Ральф и Хрюша олицетворяют стремление к порядку, правилам и разуму, в то время как Джек и его последователи представляют собой дикость, бедствования и хаос. Этот конфликт является движущей силой сюжета. Ральф пытается помочь костеру, символу надежды на спасение, в то время как Джек и его охотники предпочитают охотиться и развлекаться. "Мы должны поддержать огонь. Огонь - это самая важная вещь. Если мы позволим ему погаснуть, нас никто не найдет", - говорит Ральф, повышая уровень цивилизованного поведения. Однако его слова остаются неуслышанными, поскольку мальчики все больше поддаются влиянию Джека и его примитивного поведения.
- Потеря невинности разума и взросление: оказавшись в экстремальной ситуации, мальчики быстро взрослеют. Однако этот процесс происходит болезненно и травматично. Они лишатся своей невинности, сталкиваясь с жестокостью, страхом и смертью. Убийство Хрюши становится кульминацией этого процесса, символизируя окончательно разрушение разума и порядка на острове. Ральф, в конце романа, плачет не только о спасении, но и о потере невинности разума, о смерти Хрюши и о «конце невинности, зрении человеческого сердца».
- Власть и ее злоупотребление: Джек, используя страх и инстинкты мальчиков, постепенно захватывает власть на острове. Он манипулирует ими, обещая им защиту от "зверя" и возможность охотиться. Его власть основана на насилии и страхе, а не на разуме и справедливости. Голдинг показывает, как легко власть может развратить человека и вызвать разрушения и сумасшествия.
«Повелитель мух»: Символ зла и разложения.
Название романа «Повелитель Мух» имеет глубокий символический смысл. «Повелитель мух» – это буквальный перевод еврейского слова «Вельзевул», одного из имен дьявола. В романе "Повелитель мух" представлен в виде головы свиньи, насаженной на кол и облепленной мухами. Эта голова становится символом зла, дикости и разложения, которые проникают в души мальчиков. Она олицетворяет темную сторону света природы, что свидетельствует об отсутствии цивилизованных ограничений. «Повелитель мух» – это не просто предмет, это воплощение страха и ужаса, которыми владеют мальчики, для продолжения их жестоких действий. Это напоминает о том, что зло всегда присутствует в человеке и может разразиться в любой момент, если не будет обеспечен разум и мораль. Таким образом, название романа является ключом к пониманию его основных идей: зло не является чем-то устойчивым, а укореняется в самой легкой природе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий