вторник, 6 августа 2024 г.

"Рудин"

 «Рудин» — первый роман Тургенева, запечатлевший целую полосу в развитии русского общества 30—40-х гг. XIX в. Сюжет романа сравнительно несложен, да и объем его невелик. Главное в «Рудине» — не описание быта, а именно идеологической картины эпохи. Характеры героев раскрываются прежде всего через споры о философии, просвещении, морали. Это стало одним из характернейших примет русского романа XIX в.

Образ главного героя романа неоднозначен. В нем нельзя не отметить подлинную культуру, проявление образованности, бескорыстие. Он мечтает о благе человечества, произносит пламенные речи о высоком звании человека, о соблюдении просвещения и науки. Но, будучи выучеником философского идеализма 30-х гг., Рудин, подобно другим дворянским интеллигентам, оказывается очень далеким от восприятия обработки. Идеальные представления терпят крах при столкновении с жизнью. И, высоко ценимый герой, Тургенев, тем не менее, постоянно делал резкий разрыв у Рудина между словом и делом, что отчетливо и явно проявляется в любовном конфликте, поведение героя в сфере любовных отношений давно уже стало в русском переводе одним из основных средств его проверками, своеобразными испытаниями.

Не щадя себя, Рудин написал Наталье Ласунской: «Первое событие — и я весь рассыпался... просто случайно был виноват, который на меня падала, и потому я, точно, недостоин вас».

Несчастье Рудина состоит в том, что он России не знает, и это точно большое несчастье. Россия без каждого из нас может обойтись, но никто из нас без нее не может обойтись. Рудин в традиционном счете осознает, что исторически полезная деятельность возможна лишь для того, кто не потерял связи с народной почвой. Он говорит: «...Если у человека нет твердого начала, в которое он верит, нет земли, на которой он стоит твердо, как может он дать себе отчет в потребностях своего народа, в понимании, в будущности своего народа? Как он может знать, что он может сам делать?..»

И все же Рудин, восторженно провозглашающий идею служения обществу, горячо верит в силу разума и вдохновенную проповедь добра. В Рудине есть волнение, а это самое драгоценное качество в наше время. 

Эпилогической целью было возвысить Рудина, доказать его способность к героическим поступкам. Однако даже на парижских баррикадах Рудин все равно оказывается вечным скитальцем. Подвиг его бесполезен, сама фигура его несколько театральна: «В одной руке он держал красное имя, в другой — кривую и тупую саблю...» Повстанцы даже не знали, кто такой Рудин, они считали его поляком... Так ушли из жизни и со страниц романа Дмитрий Рудин.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Стеснительность

  Если мысль о социальном введении заставляет вас сжиматься от ужаса, то это нормально, ведь с застенчивыми людьми часто так бывает. Но даже...